Главная » Детский сад » Как ребенку адаптироваться в детском саду?

Как ребенку адаптироваться в детском саду?

Как может родитель помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Хождение в детский садик – это новый этап в жизни ребенка. Если Вы нашли хороший садик и хороших воспитателей, которым доверяете – тогда нет повода сомневаться вести ли ребенка в детский сад – есть только необходимость подготовить малыша и себя к этому процессу, чтобы он прошел мягко и дал свои положительные плоды.

На этом этапе взросления ребенку необходимо научиться многим моментам. Малышу нужна помощь в стиле «помоги мне сделать это самому». Вот эти новые задачи:

Познакомиться с новым пространством, в котором ребенок будет находиться большую часть своего времени. И не просто познакомиться, а привыкнуть к нему, как мы привыкаем к своему новому дому или месту работы. Это и игровая, и своя кроватка, и столик, за которым кушают и так далее. Подумайте, сколько Вам необходимо времени, чтобы почувствовать себя «как дома» на новом месте, чтобы уже в темноте или с закрытыми глазами ориентироваться на местности? Вот и малышу нужен хотя бы месяц, чтобы легко ориентироваться в саду.

Принять новых взрослых (воспитатель, нянечка, педагоги) и довериться им. Если это добрые и любящие детей люди, на которых можно опереться, которые умеют поддержать в трудную минуту, которые открывают интересный мир познания – ребенок быстро чувствует это, доверяется и также дарит им свою любовь. Между «новыми» взрослыми и ребенком возникают свои отношения, они начинают понимать друг друга и получать удовольствие от общения и совместного времяпровождения. На знакомство тоже нужно время, хотя бы пару недель.

— Если домашний график отличается от садовского, то еще необходимо привыкнуть к новому распорядку дня. Этот труд предстоит осилить прежде всего маме – поднять малыша чуть раньше, хорошенечко выгулять, покормить и уложить в то время, когда идет дневной сон в садике. И если родители подготовят ребенка заранее, с этой частью адаптации может вообще не возникнуть вопросов.

Адаптироваться к новой еде. Ведь, так или иначе, каждая семья имеет некоторые особенности домашней кухни. Эти особенности есть и у садика. А еще могут быть личные предпочтения во вкусах у разных деток. Поэтому малышу придется принять, что не все может идеально совпадать с его ожиданиями. Идеально для ребенка, если в период адаптации повар учтет предпочтения малыша и со временем мягко предложит «варианты» .

— В садике приходится быть более самостоятельным (кушать, одеваться, ходить в туалет). Ведь когда ребенок дома один маме удобно многое делать за него… так быстрее, аккуратнее и проще. Малыш к этому привыкает и не знает, что может быть по-другому. А вот посещая детский садик, малыш вдруг удивляется, что нужно учиться самому кушать, вытирать себе ротик и мыть ручки, одевать колготки, самому вытирать себе попу и т.д. И если мама очень сильно дома заботится о ребенке и лишает его самостоятельности, то все это может даже явиться определенным стрессом для маленького человека. Хотя, если ребенок из многодетной семьи, то вопроса в самостоятельности наверняка не возникнет

— Одна из непростых задач – привыкнуть какое-то время находиться без мамы. Этот этап сепарации неизбежен – мы же не будем рядом «до пенсии» со своими детьми. Но малыш другой жизни не знает: он сначала находился в маме, потом на ее руках, потом рядом с ней, а теперь пришло время понемногу привыкать находиться без нее. Возраст, когда малыш готов отсоединяться от мамы и продолжительность этого времени – индивидуальны для каждой мамы и ребенка. Как ни странно часто возникает проблема у мамы отпустить ребенка – ей кажется, что он бедненький, несчастненький, без нее будет страдать, скучать и плакать… Понять пришло ли время поэтапной сепарации для Вас и Вашего малыша и как и сколько оно может длиться без травматизации — может помочь психолог.

— Одна из самых непростых и в то же время увлекательных задач для малыша — находить общий язык с детьми и хорошо себя чувствовать в коллективе. К сожалению, многие взрослые не шибко хорошо справляются с этой задачей – что же говорить о детях! А о детях можно сказать следующее: процесс социализации проходит методом проб, ошибок и приобретением бесценного опыта! Когда на этом пути ребенка сопровождают понимающие и мудрые взрослые, то путешествие в мир познания себя и других становится мягким и увлекательным!

Важно понимать, что все это неотъемлемая и естественная часть жизни ребенка. Каждый ребенок – это личность, поэтому и адаптация в детсаду для каждого может проходить по-разному. На ее продолжительность и особенности протекания способно влиять множество факторов. Большую роль в этом играет характер и темперамент ребенка, состояние его здоровья, атмосфера в семье, личность воспитателя, уровень подготовки к детскому саду и даже готовность самих родителей отдать малыша в дошкольное учреждение.

Для того, чтобы ребенок привык к посещению детского сада и быстрее адаптировался, ему нужна помощь родителей. Ребенку хорошо бы с первого дня знать, что теперь наступило время посещать детский садик — это неизбежно и прекрасно, это даст ему новых друзей, новые знания, новые умения и возможность стать взрослым. Хорошо бы родителям все усилия направлять на поиск положительных моментов происходящего.

Готовиться к переменам желательно за месяц до начала посещения садика. Хорошо будет начать с совместного с мамой посещения неполного дня, затем без мамы неполного дня, а затем без мамы оставаться на сон. Скорость этих этапов также поможет подобрать психолог.

В это период очень важно ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Ребенок может снова «впасть в детство», начать хуже себя вести, перестать кушать самостоятельно дома. А также могут возникнуть и любые другие проявления, которые говорят о том, что ребенок переживает важный и не очень простой этап в своей жизни. Отнеситесь к этому с пониманием и терпением. Знайте — это временный этап, он пройдет. Хорошо будет держать в курсе воспитателей садика о проявлениях малыша дома, ровно так же, как и интересоваться нюансами поведения ребенка в саду. Тогда, Вы вместе с воспитателями сможете выбрать одну правильную линию поведения – это и будет хорошей поддержкой для ребенка.

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Вот несколько практических советов психологов по родительской помощи в адаптации ребенка к садику.

  1. Узнавать у воспитателей, что было в саду и говорить об этом с ребенком.
  2. Узнать у воспитателя, как зовут детей в садике, с которыми больше всего дружит ребенок и интересоваться у ребенка, как дела у его друзей
  3. Поинтересоваться у воспитателя, с какими детьми у Вашего ребенка трудности в общении и почему, постараться помочь малышу преодолеть эти трудности
  4. Хорошо, если Вы будете знать, что предложили на завтрак, обед, ужин Вашему малышу и что больше всего ему понравилось или не понравилось
  5. Знать самые «популярные» песенки и стишки из садика и петь дома
  6. Донести до ребенка, что Вы доверяете воспитателю, что Вы разделяете взгляды воспитателя и сами на его месте поступали бы также во многих ситуациях. Если же у Вас есть некоторое недоверие или недопонимание по поводу воспитательного процесса, то важно помнить одно золотое правило – взрослые решают свои вопросы вне присутствия детей.
  7. Важно не обсуждать при ребенке дома садик и его работников. Если Вы не согласны с чем-то, решайте вопросы только между взрослыми
  8. Участвуйте в праздниках, утренниках и других мероприятиях – ребенок будет чувствовать Вашу сопричастность
  9. Рассказывайте, как прошел Ваш день своему ребенку, как пример открытости и в помощь понимания малыша, почему вы не всегда вместе.
  10. Улучшайте качество проведенного вместе времени, как компенсацию за сниженное количество. И помните, детям нужны не Ваши подарки (как откуп), а Ваша заинтересованность, внимание и объятия.
  11. Если утренние расставания пока для малыша тяжелы – постарайтесь обустроить ритуал прощания быстро. Долгие проводы – долгие слезы. Зачастую проще и безболезненнее проходит прощание на улице, чем в помещении.
  12. Никогда не скрывайтесь внезапно! Даже, если малышу пока очень тяжело Вас отпускать – все равно говорите «пока, я ухожу, а вечером вернусь за тобой». Так, по крайней мере, ребенок будет знать, что без предупреждения Вы не исчезнете, и ему не придется постоянно волноваться и проверять, не ушли ли Вы в данную минуту времени.
  13. Одевайте малыша в удобные вещи, которые он без труда сможет сам снять и одеть, чтобы не заставлять его лишний раз нервничать.
  14. Не нужно обманывать малыша. Например, «мы не пойдем завтра в садик», а потом вести. Лучше говорить правду: «Мы обязательно пойдем, а потом снова вернемся домой».
  15. Не нужно спрашивать: «Пойдешь в садик?» Таким вопросом взрослые переносят ответственность на ребенка в вопросе посещать или нет детски сад. А это непосильное решение для малыша, ровно так же, как и непосильное решение, ходить ли в школу. А еще этот вопрос звучит для ребенка так: «Ты хочешь и еще на денек расстаться с мамой?». Лучше работают вопросы: «Тебе нравится играть в садике? У тебя есть любимые игрушки в садике? У тебя есть друзья? Что в садике вкуснее всего готовят?»
  16. Если с мамой малышу очень тяжело расставаться, организуйте, чтобы отводил его кто-то другой (папа, бабушка) – так будет легче.
  17. Старайтесь чуть раньше вставать и спокойно без суеты собираться утром. Даже если вы опаздывайте – знайте, спешка – это большой стресс для ребенка! А утро – это заряд настроения на день вперед.
  18. При приближении к зданию садика можно говорить «Здравствуй наш любимый садик!», а при прощании вечером: «Жаль, что уже пора идти домой.. До завтра!»
  19. Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

  20. Можно и нужно созваниваться с ребенком в течении дня через телефон воспитателя с наставлениями: «Слушайся, хорошо покушай, ложись спатки» и прочими.
  21. Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

 

Возможно, я еще что-то упустила, но это не так важно, как ваш позитивный настрой, внимательность и чуткость к ребенку, и безусловно – творчество! ))

Желаю мягкой адаптации Вам и Вашему ребенку!

Корж Ольга,

Психолог, мама пятерых детей.